Новости МИК
[59]
Новости молодежной ИК
|
08:33 О присоединении Российской Федерации к ВТО | |
Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил решение по делу о проверке конституционности Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО 9 июля 2012 года Конституционный Суд РФ провозгласил решение по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора – Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации 9 июля 2012 года Конституционный Суд РФ признал не вступивший в силу международный договор – Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации – соответствующим Конституции РФ как по порядку принятия на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ, так и по содержанию его отдельных положений. Слушание дела по запросу группы депутатов Государственной Думы РФ состоялось 3 июля 2012 года. История вопроса Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО был подписан 16 декабря 2011 года. Согласно федеральному закону «О международных договорах» документ подлежит ратификации до 23 июля 2012 г., после чего Россия станет полноправным членом организации. Ст. 125 Конституции РФ уполномочивает Конституционный Суд разрешать дела о соответствии Основному Закону не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Правом обратиться с соответствующим запросом воспользовалась 20 июня 2012 года группа из 131 депутата Государственной Думы, представляющих КПРФ и партию «Справедливая Россия». Таким образом, Конституционный Суд впервые заслушал дело о конституционности не вступившего в силу международного договора. Позиция заявителей Заявители считают Протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО не соответствующим Конституции РФ (статьям 48, 55, 62, 68, 72, 101, 118). По их мнению, при внесении Протокола о присоединении к ВТО на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура (не был соблюден установленный порядок представления документов для ратификации, не проведено согласование с субъектами Федерации). Заявители оспаривают конституционность отдельных положений Приложений к Протоколу о присоединении Российской Федерации к ВТО. В частности, они полагают их нарушающими конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и принцип осуществления правосудия только государственным судом. Позиция Суда ВТО как инструмент мировой экономики занимает одно из центральных мест.Намерения государств-участников ВТО, выраженные в преамбуле соглашения об учреждении организации, не противоречат основам конституционного строя России, закрепленным Конституцией РФ. Документы о присоединении РФ к ВТО не предполагают также ограничений конституционных прав и свобод граждан. Учет же экономических последствий и рисков вступления России в ВТО, а также достаточности принятых государством мер по защите национальных интересов должен осуществляться Правительством РФ, Федеральным Собранием и Президентом РФ в ходе подписания, одобрения и ратификации Протокола. Проверка Конституционным Судом РФ соблюдения процедуры ратификации Протокола в Государственной Думе (как того требовал заявитель) означала бы его вмешательство в законотворческий процесс и потому противоречила бы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде», которые не предусматривают проверку конституционности еще не вступившего в силу федерального закона. Любой международный договор по вопросам внешнеэкономической политики, так или иначе, затрагивает интересы всех субъектов Федерации. Однако проведение согласительных процедур с каждым из них при заключении любого международного договора противоречило бы самой природе государственного суверенитета РФ. Норма же закона «О международных договорах» предусматривает согласование с органами власти конкретного субъекта Федерации того договора, который непосредственно затрагивает интересы данного субъекта Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ заключение Протокола о вступлении к ВТО относится к исключительному ведению Российской Федерации и не подлежит согласованию с органами власти субъектов Федерации. Процедура подписания Протокола соответствовала Конституции РФ. Заявители просили КС РФ проверить в полном объеме правовое регулирование присоединения России к ВТО, однако изложили правовое обоснование неконституционности лишь некоторых положений. Расширение же объема проверки прямо запрещено законом «О Конституционном Суде». Поэтому в настоящем деле рассматривалась конституционность только тех положений Протокола, на которые заявители прямо указали в запросе. Конституция РФ предусматривает возможность участия страны в межгосударственных объединениях, включая международные органы по разрешению споров. На это указывает и конституционное право гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Следовательно, сам по себе международный договор, предусматривающий создание органа по разрешению споров, не может рассматриваться как посягающий на суверенитет Российской Федерации и принцип разделения властей. Исходя из этого, участие России в механизмах разрешения споров в рамках ВТО не противоречит Конституции РФ. Обязательства Российской Федерации в отношении рынка юридических услуг не изменяют порядок представительства заявителей в Конституционном Суде РФ и не превращают третейские суды в часть государственной судебной системы. Кроме того, они не нарушают право на получение квалифицированной юридической помощи и не противоречат Конституции РФ. Принятое Российской Федерацией обязательство по допуску иностранных патентных поверенных на отечественный рынок юридических услуг не предполагает получение ими доступа к секретным сведениям без соответствующего допуска. При этом действующее законодательство предусматривает возможность предоставления специального допуска иностранным лицам для доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Протокол не меняет данное правовое регулирование, и соответственно, указанное обязательство также не противоречит Конституции РФ. Конституционный Суд признал Протокол о присоединении РФ к ВТО не противоречащим Конституции, как по порядку принятия на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ, так и по содержанию его отдельных положений. При этом КС РФ рассматривал исключительно вопросы права, не оценивая политическую и экономическую целесообразность заключения международного договора. | |
|
Всего комментариев: 0 | |