Новости МИК
[59]
Новости молодежной ИК
|
08:52 Изменения в законодательстве - статья В.Д. Мостовщикова | |
Изменения в избирательном законодательстве и задачи территориальных избирательных комиссий по их реализации в 2011 году
12 апреля 2011 г., г. Екатеринбург По мнению Президента России Д.А. Медведева «Рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможны только в развитой политической системе… По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем…». Президентская идея обновления политической системы последовательно реализуется в последние годы. Очередным этапом на этом пути станет очередной цикл избирательных кампаний, в рамках которого будут подведены итоги деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, сформированных в ходе выборов 2007 – 2008 годов. Нет необходимости сегодня анализировать зримые приметы начала избирательной кампании, связанной с предстоящими в 2011 и 2012 годах выборами депутатов Государственной Думы, Президента России, выборами в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, а также выборами в органы местного самоуправления. По предложениям Президента России в избирательное законодатель-ство внесены изменения, направленные на улучшение качества народного представительства в органах власти и управления всех уровней. Так, фактически снижен до 5 процентов барьер прохождения политических партий на выборах депутатов Государственной Думы. Уже по результатам выборов, что пройдут 4 декабря 2011 года, по 2 депутатских мандата получат партии, за списки кандидатов которых подано менее 7, но более 6 процентов голосов избирателей. По одному мандату получат партии, за списки кандидатов которых подано менее 6, но более 5 процентов голосов избирателей. Среди 450 депутатских мест число таких депутатов будет небольшим. Но не это главное. Основное содержание этих изменений состоит в приобретении любой из таких партий статуса парламентской партии. Как известно, важным в этом статусе является возможность регистри-ровать своих кандидатов на выборные должности и списки кандидатов на любых выборах без сбора подписей избирателей. Кроме того, парламентским партиям гарантировано представительство в избирательных комиссиях всех уровней. Важно и получение права на равенство освещения их деятельности в федеральных и региональных средства массовой информации. И ряд других преференций, о которых сейчас можно не говорить. В связи с нынешними выборами депутатов Государственной Думы напомню, что в ее состав избирается 450 депутатов, причем все по общефе-деральному избирательному округу по пропорциональной избирательной системе. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, уста-новленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, является обязательным. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначают-ся Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Применительно к нынешнему году это период с 15 августа до 4 сентября 2011 года. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государ-ственная Дума предыдущего созыва. В этом году это 4 декабря. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Фе-деральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее - политические партии). Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кан-дидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, определяет границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий. В этом году такое решение может быть принято не позднее 14 августа 2011 года. В нашей области число таких частей будет равняться 5. В ЦИК России Губернатором уже направлены предложения по определению границ этих частей, аналогичные границам 2007 года. Часть территории субъекта Российской Федерации, которой соответ-ствует региональная группа кандидатов, может соответствовать либо части территории субъекта Российской Федерации, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации. В федеральном списке кандидатов одному субъекту Российской Федерации, в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации, либо одной части территории субъекта Российской Федерации должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее се-мидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов (вместо 3). Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестьсот человек. На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей (вместо 200). На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 5 тысяч подписей избирателей (вместо 10). Порядок и правила регистрации списков кандидатов, нормы, регулирующие статус кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, не претерпели серьезных изменений. После выборов 2007 года внесены изменения в ряд положений, регулирующих порядок и правила ведения предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации, с использованием помещений для проведения встреч с избирателями. Серьезные изменения внесены в нормы, регулирующие размеры избирательных фондов. Так, предельный размер средств, которые может расходовать избирательное объединение, с 400 млн. руб. увеличен до 700. Вырос и размер таких средств у региональных отделений партий по нашей области с 30 до 55 млн. руб. Более строгие нормы регулируют порядок изготовления и использования открепительных удостоверений, что повлекло изменение в содержании протоколов об итогах голосования, в порядок работы членов комиссий при их установлении. В части регулирования порядка определения результатов выборов и распределения депутатских мандатов внесены изменения, связанные с понижением барьера прохождения списков кандидатов в депутаты. Теперь об изменениях в регулировании выборов депутатов Законодательного Собрания нашей области. Согласно Уставу области в его состав избираются 50 депутатов с абсолютно равным статусом. После выборов, с учетом принимаемого дополнительно областного закона (он в работе), определяется список тех депутатов, которые будут работать на постоянной (штатной) основе. Это серьезное изменение, согласно которому заранее этот список не известен, и никому не гарантирована постоянная работа в Законодательном Собрании. Ныне это четко определено в Уставе и законе о статусе депутата обеих палат. Очевидно, названное изменение серьезно повлияет и на процесс вы-движения кандидатов по округам и спискам кандидатов, и на решение вопроса о том, кто и на каких условиях будет работать в Законодательном Собрании. Проект изменений в Кодекс, который будет регулировать применение конкретной избирательной системы при выборах депутатов Законодательного Собрания области, содержит следующие положения: - 25 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Границы этих округов определяются решением Избирательной комиссии области и утверждаются Областной Думой в определенные сроки до назначения выборов. Сегодня об этих границах говорить преждевременно, т.к. не до конца решен вопрос о числе депутатов, избираемых таким образом; - 25 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями. По проекту закона список кандидатов в обязательном порядке разделяется на общеобластную часть и территориальные группы кандидатов. В общеобластной части может быть не более трех кандидатов, а в территориальной группе – не более 5. Число территориальных групп может быть не более 25 и менее 13. Соответственно число кандидатов не может превышать 128 и быть менее 26. Эти положения не являются окончательно принятыми. Идет обсужде-ние нескольких предложений: - увеличить общеобластную часть до 5 кандидатов; - уменьшить число кандидатов в территориальной группе до 2 или 3; - общее число кандидатов уменьшить до 55 – 80; - уменьшить число территориальных групп до 5 с соответствующими изменениями числа кандидатов в них и общего числа кандидатов в списке; - исключить деление списка кандидатов на общеобластную часть и территориальные группы, изменив при этом максимальное и минимальное числа кандидатов в списке. Обсуждение продлится до 25 апреля – дня, когда состоится рассмотрение поправок в принятый проект закона в первом чтении. Вступление в силу изменений в порядок выборов депутатов Законодательного Собрания области ожидается в мае этого года. Теперь об изменениях в регулировании выборов в органы местного самоуправления. Вам известно, что вступил в силу Федеральный закон, согласно кото-рому установлено, что: - не менее половины депутатских мандатов в представительном органе с числом депутатов 20 и более должны замещаться по результатам голосования за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Другая половина или менее депутатских мандатов будут замещаться по результатам выборов по мажоритарной избирательной системе. Т.е. составы представительных органов с числом депутатов 20 и более могут формироваться по смешанной или исключительно пропорциональной избирательной системе. Эта норма подлежит применению на выборах, назначенных после 24 июня 2011 года. - отныне регистрация кандидата, списка кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, выдвинутых политической партией, может осуществляться без сбора подписей, если эта партия представлена в соответствующем представительном органе местного самоуправления своими депутатами. Список таких партий составляется избирательной комиссией, органи-зующей выборы депутатов соответствующего представительного органа, размещается ею на своем сайте или на сайте Избирательной комиссии области и периодически обновляется по результатам очередных выборов. Эти изменения должны пройти своеобразное закрепление в избира-тельном законодательстве субъектов федерации. Так, например, проект Закона Свердловской области «О внесении из-менений в Избирательный кодекс Свердловской области», принятый Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области в первом чтении, уже содержит все необходимые положения на этот счет. Соответствующие положения внесены в статью 6. Причем, помимо регулирования названного правоотношения, установлены виды избирательных систем для случая, когда уставом муниципального образования не определена избирательная система на выборах органов местного самоуправления. Кроме того, мы предложили депутатам установить максимальное и минимальное числа кандидатов в списке кандидатов на выборах депутатов представительного органа. Максимальное число кандидатов не должно превышать число замещаемых мандатов более чем в два раза. Минимальное число кандидатов не может быть менее двух третей числа замещаемых мандатов. Свои «шаги» необходимо будет осуществить и депутатам представи-тельных органов – они должны внести соответствующие изменения в устав муниципального образования, где решить вопросы о численном составе представительного органа, о соотношении числа депутатов, избираемых по спискам избирательных объединений, и числа депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе. При этом важно решить и вопрос: какой вариант мажоритарной системы будет определен – по одно- или многомандатным избирательным округам. Решение этой задачи требует оперативности в работе депутатов пред-ставительных органов, так как существует строгий порядок внесения изменений в уставы муниципальных образований, включающий обязательное рассмотрение поправок в устав на публичных слушаниях, проверку изменений на соответствие требованиям законодательства органами Министерства юстиции Российской Федерации, публикацию изменений в местной печати. И только после исполнения всех обязательных процедур изменения вступают в силу и могут применяться при проведении очередных выборов депутатов. В нашей области на данный момент 44 муниципальных образования имеют местные Думы с числом депутатов 20 и более. Очевидно, инициатива Президента подтолкнет процесс появления но-вых местных отделений. Нельзя забывать и о том, что право выдвижения списков кандидатов на местных выборах принадлежит и областным отделениям политических партий. Кроме того, избирательным законодательством предусмотрена возможность участия в выдвижении списков кандидатов в депутаты представительных органов МО общественных объединений, созданных в формах общественной организации или общественного движения. Обязательным условием такого участия является заключение соответ-ствующего соглашения между политической партией и общественным объ-единением. Можно предположить, что указанная выше инициатива подтолкнет и эти процессы. Чтобы максимально облегчить вам и депутатам решение этих задач мы подготовили варианты изменений в уставы муниципальных образований, вы их можете использовать с учетом конкретных особенностей вашего муниципального образования. Так, в частности, надо учитывать, что на сегодняшний день в составах 9 местных дум имеется 20 депутатов. При этом численность населения не превышает 30 тысяч человек и в соответствии с ФЗ – 131 число депутатов может быть меньше. Как известно, недавно прошла очередная перепись населения. Согласно ее итогам численность населения в еще некоторых муниципальных образованиях стала меньше 30 тысяч человек. Все это повод для серьезного размышления о численности будущих составов местных дум. Спешка тут только навредит. Очевидно, нужно учитывать и субъективный фактор в части наличия достаточного числа известных и авторитетных граждан, которые могут быть конкурентными и быть избраны по результатам выборов. Не менее важным является и вопрос о соотношении числа депутатов, избираемых по спискам избирательных объединений, и депутатов, избираемых по мажоритарным округам. Где-то это будет паритетное соотношение, а где-то первая часть будет большей, либо весь состав представительного органа будет избираться по спискам кандидатов. Обсуждение этого вопроса уже идет, высказываются разные точки зрения. Для нас, в том числе в части разъяснительной работы, должно быть понятно то, что названные изменения в законодательстве направлены на поступательное развитие политической и партийной системы, на ускорение процесса становления политических партий как институтов гражданского общества. И нужно прилагать все усилия к тому, чтобы максимально возможное число наших граждан понимали суть происходящих изменений, их глубинный смысл и формировали у себя желание в этом участвовать. А очередные выборы не за горами. Уже 4 декабря 2011 года предстоят выборы депутатов местных дум в Кушвинском городском округе и Артемовском городском округе. В марте 2012 года пройдет формирование еще 58 представительных органов. Ныне существующая система выборов в органы местного самоуправления характерна разными подходами. Так, главы 75 муниципальных образований избираются непосредственно избирателями, при этом 7 из них, согласно уставам, являются и председателями местных Дум. Главы 19 муниципальных образований избираются из состава депутатов представительных органов и также возглавляют местные Думы. Итого в 26 муниципальных образованиях существует практика работы главы муниципального образования и главы местной администрации. 1. Избирательные системы на выборах: – Глав муниципальных образований – прямые выборы главы: 1. Муниципальное образование город Алапаевск 2. Арамильский городской округ 3. Артинский городской округ 4. Асбестовский городской округ 5. Ачитский городской округ 6. Белоярский городской округ 7. Березовский городской округ 8. Бисертский городской округ 9. городской округ Богданович 10. городской округ Верхнее Дуброво 11. городской округ Верхняя Тура 12. Волчанский городской округ 13. Гаринский городской округ 14. Горноуральский городской округ – исполняет полномочия председателя Думы МО 15. городской округ Дегтярск 16. городской округ Заречный – исполняет полномочия председателя Думы МО 17. Ивдельский городской округ 18. Муниципальное образование город Ирбит 19. Ирбитское муниципальное образование 20. Муниципальное образование город Каменск-Уральский 21. Каменский городской округ 22. Камышловский городской округ 23. городской округ Карпинск 24. Качканарский городской округ 25. городской округ Краснотурьинск 26. городской округ Красноуфимск 27. муниципальное образование Красноуфимский округ – исполняет полномочия председателя Думы МО 28. городской округ "Город Лесной" – исполняет полномочия председателя Думы МО 29. Малышевский городской округ 30. Невьянский городской округ 31. Нижнетуринский городской округ 32. город Нижний Тагил 33. Новолялинский городской округ 34. Новоуральский городской округ – исполняет полномочия председателя Думы МО 35. городской округ Пелым 36. городской округ Первоуральск 37. Полевской городской округ 38. Пышминский городской округ 39. Режевской городской округ 40. городской округ Рефтинский 41. городской округ ЗАТО Свободный – исполняет полномочия председателя Думы МО 42. Североуральский городской округ 43. городской округ Среднеуральск 44. городской округ Староуткинск 45. городской округ Сухой Лог 46. Сысертский городской округ 47. Тугулымский городской округ 48. Туринский городской округ 49. муниципальное образование "посёлок Уральский" – исполняет полномочия председателя Думы МО 50. Шалинский городской округ 51. Байкаловский муниципальный район 52. Баженовское сельское поселение 53. Байкаловское сельское поселение 54. Краснополянское сельское поселение 55. муниципальное образование Камышловский муниципальный район 56. муниципальное образование "Восточное сельское поселение" 57. муниципальное образование "Галкинское сельское поселение" 58. муниципальное образование "Зареченское сельское поселение" 59. муниципальное образование "Калиновское сельское поселение" 60. муниципальное образование "Обуховское сельское поселение" 61. муниципальное образование рабочий поселок Атиг 62. городское поселение Верхние Серги 63. Дружининское городское поселение 64. Кленовское сельское поселение 65. Михайловское муниципальное образование 66. Нижнесергинское городское поселение 67. Слободо-Туринский муниципальный район 68. Ницинское сельское поселение 69. Сладковское сельское поселение 70. Слободо-Туринское сельское поселение 71. Усть-Ницинское сельское поселение 72. Таборинский муниципальный район 73. Кузнецовское сельское поселение 74. Таборинское сельское поселение 75. Унже-Павинское сельское поселение выборы из состава депутатов Думы МО: 1. Муниципальное образование Алапаевское 2. Артемовский городской округ 3. Городской округ Верх-Нейвинский 4. Верхнесалдинский городской округ 5. городской округ Верхний Тагил 6. городской округ Верхняя Пышма 7. городской округ Верхотурский 8. муниципальное образование "город Екатеринбург"* 9. Кировградский городской округ 10. городской округ Красноуральск 11. Кушвинский городской округ 12. Нижнесергинский муниципальный район 13. Махневское муниципальное образование 14. городской округ "Нижняя Салда" 15. городской округ Ревда 16. Серовский городской округ 17. Сосьвинский городской округ 18. Тавдинский городской округ 19. Талицкий городской округ * – до истечения срока полномочий депутатов Екатеринбургской думы пятого созыва в 2013 году, после – всенародное избрание Главы. Свои особенности есть и в формировании местных Дум. Составы 22 местных Дум формируются на выборах по одномандатным избирательным округам. Еще 72 Думы имеют депутатов, избранных по многомандатным избирательным округам с числом мандатов от 2 до 5. Выборы депутатов Дум муниципальных образований – выборы по одномандатным округам: 1. Муниципальное образование Алапаевское 2 Артемовский городской округ 3. Артинский городской округ 4. Асбестовский городской округ 5. Верхнесалдинский городской округ 6. Волчанский городской округ 7. муниципальное образование "город Екатеринбург" (18 депутатов) 8. Муниципальное образование город Ирбит 9. Ирбитское муниципальное образование 10. Муниципальное образование город Каменск-Уральский 11. Качканарский городской округ 12. городской округ Краснотурьинск 13. городской округ Красноуфимск 14. муниципальное образование Красноуфимский округ 15. Кушвинский городской округ 16. Махневское муниципальное образование 17. город Нижний Тагил 18. Новоуральский городской округ 19. городской округ Ревда 20. Североуральский городской округ 21. Талицкий городской округ 22. муниципальное образование "Калиновское сельское поселение" выборы по многомандатным округам: 1. Муниципальное образование город Алапаевск 2. Арамильский городской округ 3. Ачитский городской округ 4. Белоярский городской округ 5. Березовский городской округ 6. Бисертский городской округ 7. городской округ Богданович 8. городской округ Верх-Нейвинский 9. городской округ Верхнее Дуброво 10. городской округ Верхний Тагил 11. городской округ Верхняя Пышма 12. городской округ Верхняя Тура 13. городской округ Верхотурский 14. Гаринский городской округ 15. Горноуральский городской округ 16. городской округ Дегтярск 17. городской округ Заречный 18. Ивдельский городской округ 19. Каменский городской округ 20. Камышловский городской округ 21. городской округ Карпинск 22. Кировградский городской округ 23. городской округ Красноуральск 24. городской округ "Город Лесной" 25. Малышевский городской округ 26. Невьянский городской округ 27. Нижнетуринский городской округ 28. городской округ "Нижняя Салда" 29. Новолялинский городской округ 30. городской округ Пелым 31. городской округ Первоуральск 32. Полевской городской округ 33. Пышминский городской округ 34. Режевской городской округ 35. городской округ Рефтинский 36. городской округ ЗАТО Свободный 37. Серовский городской округ 38. Сосьвинский городской округ 39. городской округ Среднеуральск 40. городской округ Староуткинск 41. городской округ Сухой Лог 42. Сысертский городской округ 43. Тавдинский городской округ 44. Тугулымский городской округ 45. Туринский городской округ 46. муниципальное образование "посёлок Уральский" 47. Шалинский городской округ 48. Байкаловский муниципальный район 49. Баженовское сельское поселение 50. Байкаловское сельское поселение 51. Краснополянское сельское поселение 52. муниципальное образование Камышловский муниципальный район 53. муниципальное образование "Восточное сельское поселение" 54. муниципальное образование "Галкинское сельское поселение" 55. муниципальное образование "Зареченское сельское поселение" 56. муниципальное образование "Обуховское сельское поселение" 57. Нижнесергинский муниципальный район 58. муниципальное образование рабочий поселок Атиг 59. городское поселение Верхние Серги 60. Дружининское городское поселение 61. Кленовское сельское поселение 62. Михайловское муниципальное образование 63. Нижнесергинское городское поселение 64. Слободо-Туринский муниципальный район 65. Ницинское сельское поселение 66. Сладковское сельское поселение 67. Слободо-Туринское сельское поселение 68. Усть-Ницинское сельское поселение 69. Таборинский муниципальный район 70. Кузнецовское сельское поселение 71. Таборинское сельское поселение 72. Унже-Павинское сельское поселение Целый ряд изменений, вносимых в Избирательный кодекс области, направлен на приведение его в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, на регулирование тех правоотношений, которые ранее были забыты. Так, в частности, на выборах депутатов ЗССО студенты, обучающиеся по очной форме, будут включаться в списки избирателей по месту нахождения общежитий, в которых они зарегистрированы по месту временного пребывания. Статья 48 дополняется новым подпунктом, который регулирует число подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования в зависимости от числа избирателей. Статья 73 будет содержать новые увеличенные размеры добровольных пожертвований, вносимых физическими и юридическими лицами в избирательные фонды, и новые предельные размеры расходования средств этих фондов. Небольшие изменения вносятся и в регулирование процессов предвы-борной агитации. Все это очень важно для нас, как ни для кого другого. Именно мы с вами является единственным отрядом профессионалов в части подготовки и проведения выборов, в части реализации и защиты избирательных прав граждан. И от того, насколько мы глубоко знаем, понимаем глубинный смысл и умеем применять положения избирательного законодательства, во многом зависят ход и результаты выборов. Этот постулат еще раз нашел свое подтверждение в ходе избирательной кампании этого года. В целом мы можем быть довольны своей работой и ее результатами. Налицо признаки роста политической активности наших граждан, что про-явилось на разных стадиях выборов, включая день голосования. Налицо и рост осознанного поведения избирателей, которые свой вы-бор делали на основании информации о кандидатах, их программах, критическом анализе всего этого. Конкретные результаты выборов глав муниципальных образований и депутатов повсеместно ярко подтверждают этот вывод. Критически оценивая свою работу, мы не можем не увидеть и недо-статков, узких мест, допущенных ошибок на всех стадиях избирательного процесса. Да, они не повлияли решающим образом на результаты выборов. Не стали поводом для административного или судебного разбирательства. Но они и не могут быть пропущены, не учтены в нашем анализе, как в этом кругу, так и с составами территориальных и участковых комиссий. Что имеется в виду? Прежде всего, мы еще и еще раз повторяем - ос-новная причина допущенных ошибок – в недостатке глубоких, я подчеркну, глубоких знаний положений закона, понимании того, что, как и когда, какими силами и средствами они могут и должны быть исполнены. Все это находит прямое отражение в том, как мы планируем и организуем свою работу в ходе выборов. Вторая причина – в том, что некоторые из нас не всегда глубоко осо-знают, кем являются, за что отвечают, как и с кем нужно решать те или иные вопросы. Вы можете сказать, что в произнесенном нет ничего нового. И это так. Не раз об этом мы с вами говорили. Может быть дело в том, что некоторыми из вас эти разговоры прини-мались не вполне осознанно в силу того, что кого-то они не касались напрямую. Очевидная ошибка – учиться надо на промах других, а не своих. Это аксиома. Можно сколь угодно говорить о том, что областная комиссия держит на постоянном контроле всю вашу деятельность. Кое-кто, может быть, считает, что связан по рукам и ногам. Не могу с этим согласиться. Цель нашего тесного взаимодействия, я бы так это назвал, в том, чтобы оказать каждому из вас максимально возможную и своевременную помощь. Поэтому крайне важно для всех нас находиться в состоянии постоянного взаимодействия, обмена мнениями, коллективного поиска вариантов решения того или иного вопроса, выхода из конкретной ситуации. Реализация такого подхода не терпит избирательности, это говорю, об этом умалчиваю, авось ничего не случится или вообще останется неизвестным. Не получается. Рано или поздно все тайное становится явью. И больнее всякий раз тому, кто исповедовал такой подход. У нас с вами накоплен колоссальный опыт разрешения самых разнообразных ситуаций. Опыт, который давал и дает только положительные результаты, в том числе и в смысле повышения авторитета системы комиссий. Неправильно будет игнорировать этот опыт. Неправильно и почивать на нем, как на лаврах. Надо идти вперед, не бояться нового, более эффективного, не прятать это у себя. Дело общее. Для этого у нас широкие возможности, в том числе с использованием новых вариантов связи между комиссиями. Для всех территориальных избирательных комиссий области были приобретены веб-камеры, организовано широкополосное безлимитное подключение к интернету. Это обусловило возможность двух- и трехсторонних видеочатов между председателями теркомов, руководством и работниками аппарата Избирательной комиссии Свердловской области. Появилась возможность деятельно решать любые вопросы, глядя друг другу в глаза и не оглядываясь на расходы междугородней связи. В нашей области уже почти десять лет существует практика работы территориальных избирательных комиссий, имеющих статус юридического лица. Из 80 теркомов 67 имеют такой статус. Процесс наделения этих комиссий подобным статусом продолжается. В настоящее время решен этот вопрос по ЗАТО «Свободный». С другой стороны, важно идти дальше по пути повышения инициативы, творчества, а значит эффективности деятельности этих комиссий, прежде всего в межвыборный период, когда закладывается фундамент будущих выборов и их результатов. Очередной избирательный цикл требует от нас активизации информационно-разъяснительной деятельности, всей работы по правовому просвещению граждан. В настоящее время идет реализация Программы правового просвещения на 2011 год. Она предполагает широкое использование возможностей СМИ, Интернет-технологий, в том числе ориентированных на молодежь. Подробно сегодня об этом будет говорить Т.И. Устинова. Я бы хотел обратить внимание только на одно – мы должны избежать игры в догонялки. ИРД должна проводиться уже сейчас и весьма активно. По ней мы будем судить о вашей работе. Президент России считает важным совершенствование организации голосования и подсчета голосов, повышение открытости и гласности этих процессов, включая автоматизацию этого элемента избирательной системы. Вы знаете о практических шагах в нашей области по решению этих задач. В настоящее время идет плановая работа по подготовке всех категорий ответственных лиц к продолжению этой работы в приближающейся избирательной кампании. Будет более масштабное применение КОИБов, а также более масштабное использование современных информационных технологий, в том числе при организации голосования и наблюдении за ним, за деятельностью избирательных комиссий. К этому надо готовиться и в правовом смысле, и в организационном, и в психологическом. Всем теркомам рекомендуется уже сейчас готовиться к организации информационных центров, в рамках которых будет проводиться информирование граждан. Нам важно понимать, что информационное будущее принадлежит интернету, причем приоритеты за мультимедийной информацией. Т.е. ставка на наглядность представления и доступность информации пользователям. Иначе должна формироваться новостная лента. Кроме того, принципиальным является подход по размещению на сайте электронных версий всех публикаций теркомиссий, запуск сервис определения избирательного участка. Всем рекомендуется быть готовыми к онлайн-видеотрансляции заседаний и иных мероприятий теркомиссий в интернет. У Избирательной комиссии Свердловской области есть планы даль-нейшего развития информационных технологий, включая официальный сайт. Будем мы развивать и оперативное информирование избирателей на выборах при помощи SMS-сообщений. В этой кампании, как и в предыдущих, Комиссия организует call-центр, которым могут воспользоваться все граждане, имеющие телефон. В его рамках граждане могут воспользоваться услугой автоматического информатора или обратиться на горячую линию. Все звонки на данный номер, включая междугородние, бесплатны. Это интересное и эффективное средство оперативного информирова-ния избирателей, которое нужно развивать и в будущем. Будем продолжать эксперименты по организации видеотрансляций из помещений избирательных участков. Организация видеонаблюдения на избирательных участках и трансляция изображения в сети Интернет производится в целях повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосова-ния и подсчета голосов. Масштабно видеотрансляция была организована на выборах в органы местного самоуправления 13 марта 2011 года. В систему были включены 34 избирательных участка и три территориальные избирательные комиссии. Несмотря на то, что в работе наблюдались определенные недостатки, организация видеотрансляции в Свердловской области показала наиболее качественные подходы среди всех субъектов Российской Федерации, проводящих аналогичные мероприятия. Работы непочатый край. Ее успех на всех направлениях возможен при взвешенном, ответственном подходе лично председателя комиссии, умелой, с его стороны, организации деятельности всей комиссии, тесного взаимодействия с органами местного самоуправления и иными организациями. | |
|
Всего комментариев: 0 | |