Новости МИК
[59]
Новости молодежной ИК
|
09:31 Электронный помощник. Знакомьтесь — КОИБ. | |
Статья начальника информационного управления Избирательной комиссии Свердловской области Сергея Петровича Сапцина.
Электроника давно проникла в нашу жизнь, заняла в ней прочное положение. Компьютеры вытесняют ручки и карандаши, а электронная почта почти заменила бумажную. Даже газеты постепенно перемещаются в интернет. В этом потоке всеобщей информатизации осталось уже не так много островков традиционных технологий. Одним из них до недавнего времени являлось голосование на выборах. Традиционный процесс не менялся десятилетиями. Но прогресс остановить невозможно. Инновации добрались и сюда. Обычные ящики для голосования уходят в прошлое. Теперь избирателям предлагают опускать бюллетени в специальные автоматизированные устройства. Знакомьтесь — КОИБ. Эта странная аббревиатура раскрывается просто: комплекс обработки избирательных бюллетеней. Давайте разберемся, что он собой представляет, как работает, и насколько он может помочь в реализации наших избирательных прав? Идея автоматического подсчета голосов избирателей на выборах абсолютно не нова. Еще в начале XX века в США использовались автоматы для голосования. Но они не нашли массового применения. Основная идея при использовании таких устройств заключается в том, чтобы совместить в них несколько очень важных качеств: надежность работы, достоверность результатов, простоту и прозрачность функционирования для избирателя, несложность обслуживания, дешевизну производства. Все это стало достижимым только с массовым распространением компьютеров уже в наше время. При создании КОИБ конструкторам пришлось учесть тысячи различных факторов, влияющих на его конструкцию, функционал, внешний вид и электронные интерфейсы. Главной целью применения КОИБ является исключение субъективного фактора при установлении избирательной комиссией итогов выборов. Это достигается множеством конструктивных особенностей вкупе с четко проработанным порядком применения и гласностью в использовании комплекса. Первые опытные образцы КОИБ появились в 1997 году. В серию их выпустили в 2003, когда собрали несколько тысяч устройств. По сей день проект развивается, в конструкцию вносятся изменения, направленные на обеспечение большей функциональности и практичности, удешевление стоимости. Наиболее современная версия КОИБ разработана в 2010 году. С 2003 года КОИБ широко используются на выборах в Москве и Петербурге. И вот теперь они добрались до Свердловской области. Первое применение КОИБ на выборах в Екатеринбурге состоялось 10 октября 2010 года. Тогда на 17 участках в Кировском районе города использовались КОИБ–2003. На предстоящих в марте 2011 года выборах и в дальнейшем избиркомы планируют использование современных устройств — КОИБ–2010. Работа КОИБ основана на процедуре переноса изображения бумажного избирательного бюллетеня в память компьютера (так называемое сканирование) и последующем его анализе. Выбор избирателя распознается и автоматически учитывается в базе данных, по которой уже определяются итоги голосования. Очевидно, что КОИБ представляет собой компьютер, объединенный с оптическим сканером и снабженный специальным программным обеспечением, устройствами ввода данных и переключения режимов (дисковод, клавиатура) и вывода информации (жидкокристаллический однострочный дисплей). Эти устройства конструктивно объединены в компактной форме в виде крышки ящика для голосования, в котором накапливаются бюллетени. На каждом избирательном участке используется по два КОИБ, объединенных в общую сеть. При этом они ведут себя как единое целое, имеют общую дублированную базу данных. К любому из КОИБ дополнительно присоединяется принтер для печати всей необходимой документации. Когда избиратель опускает бюллетень в сканер, компьютеру приходится экстремально быстро выполнить множество задач. Сначала он определяет, что опущено в сканер. Специальный датчик распознает толщину листа. Опускание пачки из двух и более бюллетеней недопустимо. Листы не будут приняты. КОИБ не примет также очень мятый или порванный бюллетень. А вдруг опускается вовсе не избирательный бюллетень? Компьютер должен четко исключать такой вариант. Бюллетени для КОИБ особые. Они снабжены специальными маркерами верхней и нижней части, содержат контролируемые зоны, в которых проставляется печать участковой избирательной комиссии и отметки выбора избирателя. Это дает возможность опускать бюллетень в сканер любой стороной. КОИБ сам распознает верную ориентацию страницы. И если бюллетень не будет соответствовать образу, заложенному в память, то сканер не примет его, а вернет обратно. Допустим, что бюллетень соответствует по форме. Тогда его обработка продолжается. КОИБ начинает распознавать нюансы. Бюллетень может быть недействительным, если на нем нет отметок избирателя. Это является поводом для действий. КОИБ помечает подобный бюллетень двумя просечками (небольшими отверстиями) и заносит информацию о его недействительности в свою базу данных. Также недействительным может быть бюллетень, в котором отметки избирателя проставлены в большем количестве квадратов, чем положено на данных выборах. Такой бюллетень отмечается уже тремя просечками. Наконец, избирательный бюллетень может быть неустановленной формы: без печати избирательной комиссии, с печатью иной комиссии, с неверным количеством кандидатов и т.п. КОИБ также помечает подобный бюллетень, но уже четырьмя просечками, и считает его отдельно. Кроме избирательных бюллетеней особые требования предъявляются и к помещению для голосования. В нем обязательно должны быть размещены плакаты с инструкциями для избирателей о порядке автоматизированного голосования. А рядом с КОИБ должен стоять специалист-оператор, который помогает гражданам опускать бюллетени в сканеры, не допуская нарушения тайны голосования. Операторы КОИБ назначаются из числа членов участковой избирательной комиссии. В каждой комиссии их двое. Они проходят обязательное обучение, включающее как теоретическое ознакомление с устройством КОИБ, так и практическую работу по изучению его применения, выполнению всех необходимых процедур. Председатели участковых комиссий тоже проходят специализированное обучение, направленное на тщательное соблюдение процедур применения КОИБ. Работа с КОИБ на выборах характеризуется понятием «цикл». Он включает в себя 4 этапа: подготовка, тестирование, голосование и подведение итогов. Цикл начинается в день голосования до открытия избирательного участка. На этапе подготовки производится настройка КОИБ на конкретные выборы. В него со специально подготовленной дискеты и клавиатуры вводятся установочные данные: номер участка, текущие дата и время, сведения о типе выборов и списке зарегистрированных кандидатов (партий). Установочные данные обязательно распечатываются. Документ подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой избирательной комиссии и приобщается к документам комиссии. Во время тестирования проводится проверка правильности распознавания сканерами бюллетеней и готовности сканеров к голосованию. Если КОИБ неверно распознает бюллетени, он не допускается до работы. Тестирование проводится гласно в присутствии наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации и иных лиц, которые по закону имеют право на присутствие в таких случаях. При тестировании каждый из КОИБ, представленных на участке, должен верно определить каждый из видов тестовых бюллетеней, включая бюллетени недействительные, неустановленной формы, а также с отметками за каждого кандидата. Тестирование оканчивается печатью тестовых протоколов, которые также подписываются и приобщаются к документам комиссии. После проведения тестирования из КОИБ вынимаются тестовые бюллетени, всем присутствующим демонстрируются пустые ящики, которые затем опечатываются. По команде председателя комиссии оператор переводит КОИБ в режим стационарного голосования. Присутствующие лица убеждаются, что счетчики принятых бюллетеней, отображаемые на дисплеях КОИБ, показывают «0». Теперь можно открывать помещение для голосования, что и производится в установленное время. Теперь до окончания голосования КОИБ работают только на прием бюллетеней от избирателей. Если во время голосования произойдет нештатная ситуация, которая приведет к выходу из строя одного из КОИБ, голосование проводится на втором, а комиссия принимает все необходимые меры для восстановления работоспособности поврежденного устройства. Никакие данные о проголосовавших избирателях утрачены не будут. Однако, может произойти отключение электричества на всем избирательном участке. Это не беда. КОИБ переводится в ручной режим голосования. Для таких случаев КОИБ предусмотрено два отсека для накопления бюллетеней: общий и предназначенный для ручного голосования. Специальным ключом оператор открывает в ящике прорезь для опускания бюллетеней в отсек для ручного голосования. Конечно, сканирование бюллетеней при этом не происходит. Когда электроснабжение возобновляется, КОИБ восстанавливает свое состояние на момент отключения электричества, отсек для ручного голосования опять закрывается оператором и процесс голосования продолжается. Вся информация, имевшаяся в КОИБ на момент отключения электричества, сохраняется. Никакие данные не теряются. Остается решить, как быть с бюллетенями, опущенными в отсек для ручного голосования. Они ведь не учтены автоматическим способом. Все предусмотрено. Отсек для ручного голосования открывается отдельно от общего. Вечером, по окончании голосования члены комиссии снимают печати с тсека для ручного голосования, вскрывают его, вынимают бюллетени и спокойно по одному опускают их в сканер, не нарушая тайны голосования. КОИБ в обычном режиме учитывает эти бюллетени и сведения о выборе избирателей. А как же быть с голосованием на дому? Ведь отвезти КОИБ домой к избирателю по существу невозможно. Проблема решается просто. К избирателю привозят обычные переносные ящики для голосования. А вечером, после того, как будут выполнены предыдущие процедуры, оператор переведет КОИБ в режим переносного голосования. После чего переносные ящики будут вскрыты, бюллетени вынуты из них и опущены в КОИБ. На этом автоматический подсчет голосов избирателей фактически окончен. И КОИБ переводится в режим подведения итогов. Итоги голосования на этот момент уже автоматически установлены, и оператор печатает их. В распечатке указываются только сведения о количестве голосов избирателей отданных за каждого из кандидатов. Этот документ также подписывается и приобщается к документам комиссии. Но итоговый протокол еще не сформирован. Для этого комиссия должна установить первые его строки, указывающие на количество зарегистрированных избирателей, число проголосовавших в помещении для голосования и вне его, а также данные по полученным, выданным и погашенным избирательным бюллетеням. Ведь КОИБ «не знает» этих данных. Поэтому оператор их вводит вручную. Для обеспечения непротиворечивости и достоверности итогового протокола всегда применяются, так называемые, контрольные соотношения, которые проверяют числа в разных строках протокола с логической точки зрения. Разумеется, это не касается количества голосов избирателей. КОИБ анализирует введенную информацию и указывает оператору на невыполнение контрольных соотношений, если это происходит. А произойти это может, например, в силу неверного подсчета погашенных избирательных бюллетеней. Или в результате банальной опечатки при вводе. Более того, КОИБ поможет оператору разобраться, что именно не выполняется, в какой строке протокола кроется ошибка, и позволит ввести исправленные данные. Когда контрольные соотношения выполнены, оператор печатает итоговый протокол, который уже подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Здесь же можно изготовить дополнительные копии протокола для выдачи заинтересованным лицам. Затем итоговые данные сохраняются на дискету для передачи в вышестоящую комиссию. По существу, цикл проведения выборов на КОИБ завершен. Как говорится, «доверяй, но проверяй». По закону на 5% избирательных участков, оснащенных КОИБ, проводится контрольный ручной пересчет голосов. Перечень этих участков определяется жребием в момент окончания голосования. Если результаты контрольного пересчета расходятся с ранее установленными автоматическим образом, то производится ручной пересчет голосов избирателей на всех избирательных участках. Такая мера контроля позволяет исключить любые нарушения, связанные с применением КОИБ. Также ручной подсчет может производиться в случаях, когда невозможно автоматически установить итоги выборов (поломка всех КОИБ или принтера, отключение электричества до окончания голосования и пр.), а также по решению комиссии при рассмотрении мотивированной жалобы, поступившей от кандидатов, наблюдателей или иных лиц. Та небольшая практика, что имеется в Свердловской области, а также отзывы избирательных комиссий из других субъектов Российской Федерации говорят об успешности применения КОИБ на выборах, точном установлении итогов, отсутствии нареканий со стороны как избирательных комиссий, так и кандидатов, избирателей. Комиссии отмечают существенное упрощение своей работы при установлении итогов выборов. Избирателям интересно прикоснуться к новым технологиям. Процесс голосования нисколько не страшен, а даже забавен. Кандидаты довольны отсутствием предвзятости. А наблюдатели в шутку говорят, что их лишили удовольствия наблюдения за самой важной и ответственной процедурой — подсчетом голосов избирателей. Новые информационные технологии могут нести и пользу, и вред. Вводя в избирательный процесс технические новинки, мы рискуем получить возможные неблагоприятные последствия, не учтенные на этапе проектирования, разработки и внедрения. Случай с КОИБ не из таких. Весь опыт их применения показывает, что эта технология надежна. Она детально отработана, она имеет резервы на случай отказа или сомнения в успехе. Без преувеличения можно сказать, что КОИБ помогает всем участникам выборов, облегчает их труд, а главное — делает результаты выборов бесспорными и очевидными. Такие электронные помощники нам нужны. Сергей Сапцын, начальник информационного управления аппарата Избирательной комиссии Свердловской области | |
|
Всего комментариев: 0 | |