Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 08:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Авторизируйтесь

Меню сайта

Категории раздела

Новости МИК [59]
Новости молодежной ИК

Ссылки

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Паспорт

Опрос

Вам от 14 до 31 года. Примете ли вы участие в выборах Молодёжного парламента Свердловской области?
Всего ответов: 20

Телефона доверия

Найди свой участок

Календарь

«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Главная » 2012 » Июль » 6 » Об изменениях в законодательстве о выборах
08:22
Об изменениях в законодательстве о выборах
    За последние несколько месяцев в законодательстве о выборах про-изошли ряд существенных изменений либо должны быть приняты существенные поправки в действующее законодательство.
    Начнем с уже действующих законов.
    Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"
     Положения этого Федерального закона нашли также отражение в Законе Свердловской области «О внесении изменений в Избирательный кодекс  Свердловской области»  от 20 июня 2012 г. № 55-ОЗ.
    Существо изменений – освобождение кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых любыми зарегистрированными политическими партиями от необходимости сбора подписей на выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Ранее таким правом (не собирать подписи) пользовались только парламентские партии.     
    Применительно к выборам Президента РФ количество необходимых подписей для политических партий, не имеющих своего представительства в Государственной Думе, сократилось с 2 млн. до 100 тыс. (а для кандидатов самовыдвиженцев – с тех же 2 млн. до 300 тыс.).  
    Здесь же можно упомянуть, что в связи с недавним существенным снижением в Федеральном законе «О политических партиях» требований к числу членов партий в настоящее время идет бурное партстроительство. По состоянию на конец прошлой недели (22 июня) на сайте Минюста России числились зарегистрированными  26 политических партий, на сайте ЦИК России размещены уже 16 уставов политических партий. Какое число политических партий и их структурных подразделений сможет принять участие в выборах 14 октября 2012 года нам сообщит в установленный срок Главное управление Минюста России по Свердловской области непосредственно после назначения выборов.
    Другое изменение, отраженное в указанном Федеральном законе и включенное в Избирательный кодекс, – существенное снижение количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов самовыдвиженцев, (кандидатов, выдвинутых на выборах в органы местного самоуправления иными общественными объединениями, не являющимися политическими партиями). Это число в относительном выражении теперь составляет 0,5 процента от числа зарегистрированных в округе избирателей, в том числе и в многомандатном избирательном округе (ранее это число могло составлять до 1 процента).

    Другой закон –
    Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
    Положения этого Федерального закона также нашли отражение в За-коне Свердловской области «О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области» от 20 июня 2012 г.
    Существо указанных законов сводится к переходу на выборность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и, в частности, Губернатора Свердловской области.  
    Основные положения законов таковы:
    1. Кандидатов на должность Губернатора Свердловской области могут выдвигать только политические партии, самовыдвижение на этих выборах в нашем Законе не предусмотрено.  
    Кандидатом может быть выдвинут гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий пассивным избирательным правом.  Ограничения по выдвижению, кроме специально оговоренных в указанных законах, такие же как и для любых других кандидатов.
    2. Выдвинутый политической партией кандидат должен получить поддержку избранных на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, которые эту поддержку выражают путем проставления своих подписей в листах поддержки выдвижения кандидата. Установленная величина количества таких подписей – это 7,9 % от общего числа депутатов и глав всех муниципальных образований (включая сельские поселения) Свердловской области (по федеральному закону граница – от 5 до 10 процентов). В числе подписей, которое должен собрать кандидат, должно быть 7,9% подписей депутатов и глав городских округов и муниципальных районов.
    Много это или мало? В абсолютном выражении общее количество подписей депутатов и избираемых на выборах глав составляет 129 подписей (110 подписей среди депутатов и глав в городских округах и муниципальных районах).
    Само число необходимых подписей, как предусматривает Закон, обнародуется Избирательной комиссией области в течение 3 дней после опубликования решения о назначении выборов Губернатора.
    Подписи депутатов и глав собираются по форме листа поддержки, утвержденного в приложении к Закону. В ходе сбора подписей каждая такая подпись должна быть удостоверена нотариально.
    Число муниципальных образований, в которых собираются подписи в листах поддержки, согласно федеральному закону, должно быть не менее трех четвертей от общего числа городских округов и муниципальных районов на территории Свердловской области, в абсолютном выражении в настоящее время это не менее, чем в 55 муниципальных образованиях.
    Во взаимосвязи с процедурой поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора установлена процедура проверки достоверности представленных прописей депутатов и глав. В этой части в Законе использованы положения модельного закона о выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, разработанного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
    Кроме того, в Законе разрешены вопросы финансового обеспечения кандидатами на должность Губернатора Свердловской области своей избирательной кампании.
    В этих целях установлен размер предельного избирательного фонда для кандидата, а также размеры пожертвований в такой фонд по аналогии с выборами депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному фонду для избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов. В частности, предельная величина избирательного фонда составляет 50 миллионов рублей.
    Наконец, исходя из требований федерального закона, Кодекс дополнен положениями, предусматривающими систему абсолютного большинства на выборах Губернатора Свердловской области. Для того, чтобы выборы прошли в основной день голосования, один из кандидатов должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Такая система применялась в области на выборах Губернатора и ранее. Если ни один из кандидатов не наберет нужное количество голосов, областная избирательная комиссия назначает повторное голосование.  
    В указанном выше Законе о внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области имеется также положение, несвязанное с вышеприведенными Федеральными законами.
    Речь идет о том, что из числа документов, представляемых для регистрации кандидатом, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, исключено решение политической партии о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Понятно, что данное решение (оформленное протоколом или выпиской из протокола конференции, общего собрания, заседания руководящего органа партийного отделения) представляется партией при выдвижении кандидата, списка кандидатов, и повторное представление этого документа можно считать избыточным.
    Вместе с тем, в число таких документов для регистрации включены сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидатах, кандидатах в составе списков кандидатов.

    О планируемых изменениях в законодательстве о выборах.
    22 июня 2012 года в Государственной Думе был принят во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"». До конца весенней сессии (июль 2012 года) данный законопроект будет принят в окончательном третьем чтении.
     Остановлюсь на наиболее ключевых изменениях в этом законе:
    1) единым и единственным общим днем голосования устанавливается второе воскресенье сентября года истечения срока полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и депутатов указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы – день голосования на указанных выборах.
    С этой датой также связывается истечение срока, на который были избраны органы и депутаты – этот срок истекает во второе воскресенье сентября, а год проведения выборов депутатов Государственной Думы – день голосования на этих выборах.
    В связи с введением одного единственного официального дня голосования из Федерального закона исключен запрет на голосование на выборах более чем по четырем избирательным бюллетеням.
    Как планируется переход к такому единому дня голосования?
    Новая редакция статьи 811 Федерального закона предусматривает, что  если срок, на который были избраны орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на указанных выборах, а сроки полномочий соответствующих органов и депутатов продлеваются либо сокращаются.
    Таким образом, с учетом того, приведенные положения закона вступают в силу с 1 ноября 2012 года, последние выборы, которые проводятся в действующие единые дни голосования, состоятся 14 октября 2012 года.
    В отношении дополнительных и повторных выборов.
    Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Следовательно, избирательная комиссия, организующая выборы, самостоятельно определяет день голосования в рамках этого годичного срока.
    Повторные выборы. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах.
    В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.
    В случае если число кандидатов на выборах в соответствующем округе осталось менее допустимого по закону (один кандидат на выборах главы, один список кандидатов по единому округу, количество кандидатов в многомандатном избирательному округе окажется не больше числа депутатских мандатов) голосование на выборах откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов на срок не более трех месяцев, а не до ближайшего единого дня голосования.
    Избирательные округа.  
    Согласно новой редакции пункта 2 статьи 18 Федерального закона  одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
    Срок начала исполнения данных положений: схема избирательных округов по новым правилам должна быть утверждена на муниципальном уровне представительным органному муниципального образования не позднее чем за один год до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 года – не позднее 1 февраля 2013 года.
    Избирательная комиссия, организующая выборы представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет ее на утверждение в представительный орган муниципального образования не позднее 1 июня года, предшествующего году назначения соответствующих выборов, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 года – не позднее 1 декабря 2012 года.
    Избирательные участки.
    Согласно новой редакции пункта 1 статьи 19 Федерального закона избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории. То есть, пересматриваться от выборов к выборам схема избирательных участков теперь не может.
    Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, на основании данных о числе избирателей, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума.
    Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в следующих 4 случаях:
    1) если по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на участке превысит 3100 человек;
    2) в случае нарушения требования о том, что избирательные участки не могут пересекать границы избирательных округов;
    3) в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований,
    4) в связи с уменьшением числа избирателей (до 50 и менее человек), зарегистрированных на территории избирательного участка.
    В местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, СИЗО и т.д.) избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией  на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Остается оговорка про исключительный случай – за три дня до дня голосования по согласованию с вышестоящей ИК.
    Сроки публикации сведений об избирательных участках (их номеров, границ, места нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не поменялись, т.е. глава местной администрации обязан обнародовать их не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Вместе с тем, изменились требования к способу обнародования этой информации: описание границ избирательных участков публикуются, если избирательный участок образован на части территории населенного пункта, а если избирательный участок включает в целом населенный пункт либо несколько населенных пунктов, то в этом случае публикуется перечень населенных пунктов (если избирательный участок, участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов).
    Срок перехода к данной системе образования избирательных участков:  избирательные участки образуются сроком на пять лет в соответствии новыми требованиями не позднее 20 января 2013 года.
    Не менее, а может более значимыми выглядят изменения, затрагивающие участковые избирательные комиссии.
    Если попытаться суммировать принятые изменения в несколько тезисов, то получиться следующая картина:
    1) в  законе снята  неопределенность  вопросе  о  том,  какая  избирательная комиссия формирует участковые избирательные комиссии. Теперь в законе прямо закреплено положение, что участковые избирательные комиссии формирует территориальная избирательная комиссия;
    2) в местах временного пребывания граждан участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 15 дней до дня голосования из резерва составов участковых избирательных комиссий, о котором речь пойдет ниже;
    3) в исключительных случаях участковая избирательная комиссия может быть сформирована не позднее чем за 3 дня до дня голосования;
    4)  срок   полномочий  участковых   избирательных   комиссий   составляет  5  лет  (за  исключением  участковых избирательных комиссий, сформированных в местах временного пребывания граждан, срок полномочий которых оставлен таким же как и сейчас);
    5) полномочия участковой избирательной комиссии могут быть прекращены досрочно по решению территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков;
    6) возможное количество членов участковой избирательной комиссии в зависимости от числа избирателей теперь устанавливается в Федеральном законе и  немного отличается от установленного в Кодексе их числа:
    а) до 1001 избирателя – 3 – 9 членов участковой комиссии;
    б) от 1001 до 2001 избирателя – 7 – 12 членов участковой комиссии;
    в) более 2000 избирателей – 7 – 16 членов участковой комиссии.  
    7) формирование составов участковых избирательных комиссий осуществляется в привычном порядке с одной оговоркой, количество вносимых кандидатур ото всех субъектов их выдвижения, включая политические партии и общественные объединения, не ограничивается;
    8) и здесь мы выходим на понятие резерва состава участковых избирательных комиссий. Не назначенные в состав участковых комиссий кандидатуры в  зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который будет формироваться Избирательной комиссией Свердловской области в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
    9) именно из резерва состава участковых избирательных комиссий происходит назначение территориальной избирательной комиссией членов участковых комиссий в случае их выбытия, включая межвыборный период;
    10) членам участковых избирательных комиссий выдаются удостоверения.  
    Срок формирования участковых избирательных комиссий по новым правилам: участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет в соответствии с новыми требованиями не позднее 30 апреля 2013 года.
    
25.06.2012
Буртов И. А.,
заведующий правовым отделом
Избирательной комиссии
Свердловской области

Просмотров: 435 | Добавил: СА_ТИК | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0